It is true that there is not enough beauty in the world. / It is also true that I am not competent to restore it. / Neither is there candor, and here I may be of some use. (c) Louise Glück
... люди ... делятся на людей цельных и раздробленных. Цельный человек всегда похож на вола - с ним скучно.
Я думаю, что цельность - результат самоограничения ради самозащиты. Кажется, это же самое утверждает Дарвин. Человек попал в условия, где некоторые свойства его психики не только излишни для него, но и опасны: ими может воспользоваться его внутренний или внешний враг. Тогда человек сознательно гасит, уничтожает в себе излишнее и этим приобретает "цельность". Например: на кой чорт революционеру жалость к людям, лирика, сентиментальность, романтизм и всё прочее в этом духе?
Революционеру необходим только энтузиазм и вера в себя. Интерес к многообразию внутренней жизни определённо вреден ему. В этом многообразии так же легко запутаться, как ребёнку в колючих кустах терновника.
Жизнь человека раздробленного напоминает судорожный полёт ласточки. Разумеется, цельный человек практически более полезен, но - второй тип ближе мне. Запутанные люди - интереснее. Жизнь украшается вещами бесполезными. Я не видал идиотов, которые украшали бы жилища свои молотками, гайками или велосипедами. Впрочем, один богач, мукомол, собрал больше пятисот замков и развесил их в двух больших комнатах на красных, суконных щитах. Но у него были такие фокусные замки, что я, наследственный слесарь, рассматривал их с огромнейшим удовольствием. И, конечно, все они были бесполезны.
Технические фокусы я люблю, как всякую игру человеческого разума, в каких бы формах она ни выражалась.


(с) Максим Горький

Упрощенно, но, кажется, временами верно.
Хотя, возможно, бывают люди цельные не по причине самоограничения, а по натуре.
Даже скорее всего бывают.
Может быть, так? -

Мне случается стоять на эстраде под взглядами сидящих в зале людей, которые пришли послушать меня. И вот, понимаете, я ловлю себя на том, что исподтишка разглядываю аудиторию, так как меня гвоздит вопрос, кто же это пришел сюда, чье это одобрение и чья благодарность устремляются ко мне, с кем пребываю я сегодня в идеальном единении благодаря моему искусству… И я не нахожу того, кого ищу, Лизавета. Я нахожу лишь знакомую мне паству, замкнутую общину, нечто вроде собрания первых христиан: людей с неловким телом и нежной душой, людей, которые, так сказать, вечно падают – вы понимаете меня, Лизавета? – и для которых поэзия – это возможность хоть немного да насолить жизни, – словом, нахожу только страдальцев, бедняков, тоскующих. А тех, других, голубоглазых, которые не знают нужды в духовном, не нахожу никогда…
Ну, а если бы все обстояло иначе? Радоваться этому было бы по меньшей мере непоследовательно. Нелепо любить жизнь и вместе с тем исхищряться в попытках перетянуть ее на свою сторону, привить ей вкус к меланхолическим тонкостям нездорового литературного аристократизма.
Царство искусства на земле расширяется, а царство здоровья и простодушия становится все меньше. Надо было бы тщательно оберегать то, что еще осталось от него, а не стараться обольщать поэзией людей, которым всего интереснее книги о лошадях, иллюстрированные моментальными фотографиями.


(с) Томас Манн

@темы: "feel-fuck", "экзистенциальные дрожжи", "полюс Марии"

Комментарии
09.06.2012 в 22:12

Смотря что понимать под цельностью...
Если рассматривать её так, как Горький, кажется, действительно - цельными люди бывают только по самоограничению. Точнее, по своему выбору - осознанному или нет, но тем не менее.
Если же рассматривать исходя из того, что цельность - состояние гармонии с собой, то выйдет, что цельные люди есть. Потому что раз про это пишут и об этом говорят, они есть. Мне так кажется...
09.06.2012 в 22:19

Я всех умней, но это незаметно.
Да, соглашусь с Хэттой, все зависит от того, что понимать под цельностью.
Для меня это как раз скорее гармония многогранности, то есть вовсе не ограниченность и зацикленность на одном, а единая картина, сложившаяся из разных многочисленных эллементов. Можно совмещать в себе кучу противоречий и метаться под их влиянием, не зная, куда бежать и за что хвататься; а можно состоять из тех же противореычий, но сохранять баланс. Как раз цельные личности наиболее сложнструктурные и интересные, на мой взгляд.
09.06.2012 в 22:26

It is true that there is not enough beauty in the world. / It is also true that I am not competent to restore it. / Neither is there candor, and here I may be of some use. (c) Louise Glück
Хэтта, shurshunchik, согласна с вашей концепцией цельности.
Но мне тем не менее интересны больше те, у кого с балансом плохо. Видимо, это потому что есть у меня дурное стремление всех спасти)))

shurshunchik, "гармония многогранности" - прекрасное определение, запомню)
09.06.2012 в 22:33

Тасара-бокка, мне тоже интереснее те, другие. хотя подобного стремления нет) может, потому и нет, что они мне такими интереснее)) - шучу.
09.06.2012 в 23:09

Я всех умней, но это незаметно.
Ну, может, я просто завидую цельным и гармоничным)) Я-то как раз из метущихся, страдающих от амбивалентности, неопределенности и дисидофобии, вечно болтающихся в подвешанном состоянии, которым, к тому же, не смотря на все прилагаемые старания, не удается распутать собственные мысли до сколько-то удобоваримого состояния А посему всегда дико восхищалась людьми, которые умудряются ладить с собой хотя бы большую часть времени.
09.06.2012 в 23:27

It is true that there is not enough beauty in the world. / It is also true that I am not competent to restore it. / Neither is there candor, and here I may be of some use. (c) Louise Glück
shurshunchik, я тоже завидую иногда. Но если мне и хотелось бы быть такой, то уж точно не окружить себя такими)
10.06.2012 в 01:38

My life is SHOW...
Хм, интересно... соглашусь-ка с Горьким... цельным быть скучно.
Вот я совсем-совсем не цельна, другой себя не помню, сама се противоречу и одна мысля у меня тотчас сменяет другую... быть постоянным нужно быть лишь в быту,имхо.
Хотя с другой стороны, иногда во мне просыпаются проблески разума. Быть цельным и гармоничным - слишком идеальною.
10.06.2012 в 01:51

It is true that there is not enough beauty in the world. / It is also true that I am not competent to restore it. / Neither is there candor, and here I may be of some use. (c) Louise Glück
Enmik, слишком идеально.
Звучит забавно)
10.06.2012 в 02:23

My life is SHOW...
Тасара-бокка, упс, опечаталась. Почему забавно? вполне себе верное суждение)
10.06.2012 в 02:25

It is true that there is not enough beauty in the world. / It is also true that I am not competent to restore it. / Neither is there candor, and here I may be of some use. (c) Louise Glück
Enmik, идеал он на то и идеал, чтобы не быть слишком. Оксюморон.
10.06.2012 в 02:28

My life is SHOW...
Тасара-бокка, для кого как, для меня - нет... Я как Чехов, у меня нет идеала)