It is true that there is not enough beauty in the world. / It is also true that I am not competent to restore it. / Neither is there candor, and here I may be of some use. (c) Louise Glück
Сейчас будет пост, который буквально напрашивается на обвинение в тотальной недемократичности, but I don't care.
Итак, эта история начинается мной, едущей в маршрутке с томом "Войны и мира" на коленях. И, конечно, немного смущающейся того, как претенциозно выглядит этот кирпич с полусотней мелко подписанных закладок.
Маршрутка останавливается, и входят люди: положим, пенсионерка с клеенчатой сумкой, полноватая старая дева, беседующая по телефону, компания парней-дагестанцев, мужичонка запьянцовского типа и бизнесмен в костюме и с золотым браслетом на запястье. И тут я впервые в жизни радуюсь, что мои ученики не читают классическую литературу, - потому что внезапно осознаю, что каждый - понимаете, каждый! - из этих людей однажды в жизни был обязан потратить какое-то время из своей драгоценной жизни на освоение творчества Толстого. Кто-то сходил на урок, кто-то на пару, еще один послушал пересказ одноклассника, четвертый прочел пару глав по хрестоматии, пятый посмотрел фильм, кое-кто пролистал только мир, некоторые - только войну. Немногие осилили все, и даже в них, за редким исключением, ничего не отозвалось.
(Пока вы не принялись возражать, примеряя сказанное на себя: каждый или почти каждый, кто сейчас это читает - уже исключение. У него почти наверняка есть высшее образование и он не пролистал этот пост, увидев во второй строке словосочетание "Война и мир".)
Потому что я смотрела сегодня в книгу и чувствовала, что человек, по-настоящему, честно, в полную силу проживший проблематику Толстого (Гаршина, Булгакова, упаси бог Достоевского), никогда уже (простите мне трюизм) не будет прежним. Это такое откровение, которое нельзя просто взять и забыть, - а спросите, что помнят мои ученики из прочитанного.
Чтобы не было повода кричать о снобизме, поясню. Мне полностью непонятен "Улисс". Я не улавливаю смысла некоторых лирических отступлений Мелвилла, "Воскресение" Толстого показалось мне скучным, а "Анна Каренина" - просто текстом с другой планеты. И я готова выть от тоски на некоторых моментах "Карамазовых", потому что для меня понять, что пытался сказать Достоевский, - все равно что решить задачку из высшей математики. Переживания ахматовского "Реквиема" настолько вне моего жизненного опыта, что я не могу даже сочувствовать. "Пирамиду" Леонова я закрыла на восьмидесятой странице, и знаете что?
По-моему, пора перестать обманываться тем, что будто бы любой человек в любой момент жизни после своих четырнадцати способен пропустить через себя и не растерять по дороге классическую литературу. В конце концов, никто же не считает, что Канта или Спинозу способен читать каждый школьник. Толстого же школьник читать обязан - и да, я рада за тех, кто прогуливает уроки и читает краткие содержания. При условии, конечно, что они тратят освободившееся время на что-то более продуктивное.
Итак, эта история начинается мной, едущей в маршрутке с томом "Войны и мира" на коленях. И, конечно, немного смущающейся того, как претенциозно выглядит этот кирпич с полусотней мелко подписанных закладок.
Маршрутка останавливается, и входят люди: положим, пенсионерка с клеенчатой сумкой, полноватая старая дева, беседующая по телефону, компания парней-дагестанцев, мужичонка запьянцовского типа и бизнесмен в костюме и с золотым браслетом на запястье. И тут я впервые в жизни радуюсь, что мои ученики не читают классическую литературу, - потому что внезапно осознаю, что каждый - понимаете, каждый! - из этих людей однажды в жизни был обязан потратить какое-то время из своей драгоценной жизни на освоение творчества Толстого. Кто-то сходил на урок, кто-то на пару, еще один послушал пересказ одноклассника, четвертый прочел пару глав по хрестоматии, пятый посмотрел фильм, кое-кто пролистал только мир, некоторые - только войну. Немногие осилили все, и даже в них, за редким исключением, ничего не отозвалось.
(Пока вы не принялись возражать, примеряя сказанное на себя: каждый или почти каждый, кто сейчас это читает - уже исключение. У него почти наверняка есть высшее образование и он не пролистал этот пост, увидев во второй строке словосочетание "Война и мир".)
Потому что я смотрела сегодня в книгу и чувствовала, что человек, по-настоящему, честно, в полную силу проживший проблематику Толстого (Гаршина, Булгакова, упаси бог Достоевского), никогда уже (простите мне трюизм) не будет прежним. Это такое откровение, которое нельзя просто взять и забыть, - а спросите, что помнят мои ученики из прочитанного.
Чтобы не было повода кричать о снобизме, поясню. Мне полностью непонятен "Улисс". Я не улавливаю смысла некоторых лирических отступлений Мелвилла, "Воскресение" Толстого показалось мне скучным, а "Анна Каренина" - просто текстом с другой планеты. И я готова выть от тоски на некоторых моментах "Карамазовых", потому что для меня понять, что пытался сказать Достоевский, - все равно что решить задачку из высшей математики. Переживания ахматовского "Реквиема" настолько вне моего жизненного опыта, что я не могу даже сочувствовать. "Пирамиду" Леонова я закрыла на восьмидесятой странице, и знаете что?
По-моему, пора перестать обманываться тем, что будто бы любой человек в любой момент жизни после своих четырнадцати способен пропустить через себя и не растерять по дороге классическую литературу. В конце концов, никто же не считает, что Канта или Спинозу способен читать каждый школьник. Толстого же школьник читать обязан - и да, я рада за тех, кто прогуливает уроки и читает краткие содержания. При условии, конечно, что они тратят освободившееся время на что-то более продуктивное.
А мне как раз Достоевский куда ближе Толстого, которого я не люблю.
А школьникам я советую смотреть экранизации, благо все снято-переснято три тыщи раз)
Классику не заставляю читать, да и не читают они. Максимум Чехова, потому что текста мало.
И да, они другое поколение - дети интернета и технологий, нынешние 11классники и детки помладше. В них нет отзвуков СССР, как у нас. Им неинтересно и они не понимают, потому что время другое - все более-менее гладко, голода нет, дефицит ощущается мало и прочее, редко кому уготована судьба Сонечки Мармеладовой. Как их может заинтересовать то, о чем они понятия не имеют? *я сейчас смеюсь, когда мои пытаются написать эссе на тему ВОВ...