- А я плохой Прыгун. Неправильный.
(с) Сфинкс
А я вот плохой филолог.
Поговорить, что ли, тут про книги. А то я вовсе перестала читать и - что гораздо больше пугает - перестала хотеть читать.
Так хоть стимул какой-то будет.
Ага, стимул... Теперь читаю, но не пишу. Ха.Ну, ввиду моей хронической неприязни к ведению списков всяческих, а особливо комментированных, книжный флешмоб застрял, едва начавшись. Так что давайте я просто перечислю то, что вспомню из прочитанного, а если кому-то интересно мое мнение о любой из этих книжек - милости просим в комменты

Итак, Раткевич - как минимум "Парадоксы младшего патриарха", "Превыше чести", найлисский цикл и "Джет из Джетевена", Громыко - "Космобиолухи" и "Космоэколухи", Вампилов - "Старший сын" и "Утиная охота", Сартр - "Мертвые без погребения", Джейкобсон - "Вопрос Финклера", Крусанов - "Укус ангела", Хоссейни - "Бегущий за ветром", Остин - "Гордость и предубеждение", Голдинг - "Повелитель мух", Белянин - "Рыжий рыцарь", Стругацкие - "Понедельник начинается в субботу", Хойл и Эллиот - "Андромеда", Гонсалес Гальего - "Белое на черном", Минаев - "Духless", Иванов - "Географ глобус пропил", Эмили Дикинсон, Мартынов, Цветков, Коржавин - стихи, Акутагава Рюноске - новеллы.
+ Набоков - "Лолита", Коростелева - "Школа в Кармартене", Островский - "Лес", Щербакова - "Вам и не снилось (Роман и Юлька)"
+ Макс Фрай - "Тубурская игра", Шишкин - "Письмовник"
+ Довлатов - "Иностранка", "Филиал", "Заповедник", Миллер - "Колосс Маруссийский", Харпер Ли - "Убить пересмешника"
+ Стругацкие - "Пикник на обочине", "Сказка о дружбе и недружбе", "Улитка на склоне", Бах - "Иллюзии", Фаина Раневская - дневники, Ветлесен - "Философия боли", Мартин - вся "Песнь льда и пламени" (уже и не надеялась, что дочитаю, ага!).
+ Толкин - "Сильмариллион" (перечитала), Ливанов - "Агния, дочь Агнии".
+ Иванова, Бережная - "Рыжая птица удачи", Пьюзо - "Крестный отец".
+ Лукин - "С нами бот" (не помню кому, но спасибо за рекомендацию), Парфенова - "Сестра моего брата".
+ Томсон - "Секретные дела Холмса" (и не спрашивайте, почему я это читала!), Пикуль - "Битва железных канцлеров".
+ Парфенова - "Посланник", "Город и ветер", "Совенок", Ливанов - "Помни о белой вороне".
+ Парфенова - "Пряха", Дэвис - "Мантикора".
+ Парфенова - "Ярко-алое", Немирович-Данченко - "Скобелев".
+ Олди - "Золотарь", Шварц - "Дракон", "Тень".
+ Олди - "Приют героев", Гейман - "История с кладбищем".----------------------------------------
А год-то закончился! А я и до сотни не дотянула! Ай-яй-яй(1. Марина и Сергей Дяченко. Ритуал. 2002. Роман, фэнтэзи.
1. Марина и Сергей Дяченко. Ритуал. 2002. Роман, фэнтэзи.
Ну, что могу сказать. Книга о мужской любви и женской логике, не иначе) Не очень продуманная, на мой взгляд. При всем желании и стремлении полюбить героев, задачка оказалась мне не по силам: многовато психологических натяжек, которые мешают воспринимать что Юту, что Арм-Анна (не говоря о прочих) хотя бы мало-мальски реальными существами. Очевидно, что не они двигают сюжет, а сюжет двигает их. Впрочем, исходя из названия романа и прочих фаталистических штучек с пророчествами, долгом, наследием и прочей корнелевской чехардой, допускаю, что так и было задумано. Текст, за вычетом некоторых шероховатостей, действительно завораживающе красивый, хотя по-настоящему захватывает, пожалуй, только в эпизоде с маяком.
В плюсах, безусловно, тот факт, что книга живо читается и местами слабо предсказывается (что, вообще-то, для фэнтэзи весьма и весьма странно). Хотя сами по себе и конфликты, и пути их решения банальноваты, если можно так выразиться). Порадовалась неожиданному не-подниманию стереотипов любовного романа, которые, казалось бы, в сюжете с драконом, рыцарем и принцессой ну совершенно неизбежны. А тут вдруг раз - и, в сущности, ни слова о.
А, ну да. Основной сюжетный ход, чтобы меня потом не ругали, что не предупредила, стар как мир. В смысле, "принцесса была ужасная, чудовище было вполне себе" и дальше по тексту.
И еще: я уже где-то говорила, что ненавижу открытые финалы? Нет? Вот, значит, говорю!
Балл: 2/5. 2. Элизабет Гаскелл. Север и Юг. 1855. Роман.
2. Элизабет Гаскелл. Север и Юг. 1855. Роман.
Книга о женских заботах и перспективах капитализма.
Нет, правда.
В плане любовной линии все хорошо и трогательно, но ничего нового по сравнению с любым другмх викторианским романом. Тот же герой-"холодильник" (привет Enmik), те же обязательные препятствия и недопонимания, тот же слог и та же умеренная сентиментальность. Гораздо интереснее та (и немалая) часть книги, которая посвящена социальной проблематике. Редкий случай, когда женщина пишет о рабочих, забастовках и фабриках, - и пишет умно. Полезно принимать в небольших дозах как противоядие от "Жерминаль" или "Матери" Горького: здесь вы не найдете злобных, ленивых и самовлюбленных фабрикантов, выпивающих последние соки из... и дальше по тексту. Но и вящего снобизма не найдете тоже. Просто хорошая книга о людях, которые в любом сословии людьми остаются. И о том, как им порой удается увидеть человеческое друг в друге.
Лично на мой вкус, многовато религиозности, но подана она не пошло и не навязчиво. И, главное, создается впечатление, что автору и самой несколько неловко за свою склонность к проповедничеству.
А вообще книга наводит на мысли о том, как все-таки изменилось человеческое представление о мире за всего-то какие-нибудь сто пятьдесят лет. Ну, ладно, не человеческое вообще, а, скажем, европейско-интеллигентское. Когда невозможность содержать дом с четырьмя спальнями и двумя гостиными кажется почти бедностью. Когда девушке нельзя показаться на улице с молодым человеком, когда выйти замуж предлагают, ни разу не видевшись с избранницей наедине, когда ложь в защиту брата кажется преступлением, ибо это недоверие к воле Божьей. Когда героиня к вечеру "смертельно устает", хотя не работает, не готовит обедов, не моет полов и даже не учится. Просто от переживаний устает. Нервные все-таки были эти викторианские барышни.
Ах да, и еще у Гаскелл тонкий юмор (если это вообще юмор, конечно). И редкий. Но запоминающийся. "Маргарет недоумевала, как ее отец и мать могли быть такими забывчивыми, такими равнодушными: за весь вечер они ни разу не вспомнили о мистере Ленноксе. Она забыла, что он не делал им предложения". "- Вы мне нравитесь в двадцать раз больше, чем Гамлет. - Из принципа, что живой осел лучше мертвого льва? - Возможно, и так. Я не разбираюсь в своих чувствах".
В общем, читать стоит, если у вас много свободного времени и тянет на что-то успокоительно-фундаментальное. Свидетельствующее о незыблемости мира.
Балл: 3/5.3. Дэниел Киз. Цветы для Элджернона. Роман.
3. Дэниел Киз. Цветы для Элджернона. Роман.
... В темноте стенки между людьми тонки, и если прислушаться, можно услышать.
Ассоциативное: "О мышах и людях" Стейнбека и, само собой, "Собачье сердце".
Не хватило переживаний. Для книги с подобным сюжетом это странно. Впрочем, возможно, это я такая бесчувственная.
Страшно было, и сейчас еще страшно. Даже кошмары ночью снились. Вообще я не знаю, в чем должна была быть мораль этой книги, поскольку никогда на понимала, в чем суть дихотомии интеллекта и эмоций. Хотя признаю, что, пожалуй, на практике она имеет место быть, но - скорее по привычке. Хотя, впрочем, именно эту привычку автор и описывал, наверное. Ладно, это не тема для рецензии)
Отличный слог, шикарная композиция и на редкость продуманное развитие личности. Порадовали все эти психологические ниточки из детства, придают повествованию достоверность. Как и здравая оценка научного сообщества, кстати (любопытно, как по-разному своих профессоров оценивают Киз и Булгаков: примета эпохи?).
А вообще удивительна склонность западных литераторов к романам-экспериментам. У нас подобная тематика - музейная редкость, даже среди фантастов. Это, пожалуй, своего рода дерзость мысли - браться описывать человеческую психику в ситуациях, подобных которым в реальности никто не видел. Кстати, хотелось бы знать: они вообще-то стремятся к правде? или только к правдоподобности? в процессе созидания, имею в виду.
А что до стенок между людьми, то меня аж замутило от мысли о том, что должен чувствовать самый умный человек на планете. Даже если он полностью сосредоточен на наукообразных целях или на какой-то частной сфере (привет Шерлоку), общение с людьми проблематично. А если представить того, кто гениальность свою направит на изучение человеческой души? Вот уж что, должно быть, невыносимо. Наверное, поэтому гении отрываются от жизни. Ради самосохранения.
Боже, несу чушь.
Словом, хорошая книга. Думательная.
Балл:4/5. 4. Кен Кизи. Пролетая над гнездом кукушки. Роман. 1962.
4. Кен Кизи. Пролетая над гнездом кукушки. Роман. 1962.
Я вспомнил сегодняшнюю ночь, вспомнил, что мы творили, - все казалось чуть ли не выдумкой. Я должен был повторять себе, что это на самом деле произошло, и произошло по нашей воле. Нам пришлось только отпереть окно и впустить это, как впускаешь свежий воздух. Может быть, комбинат не такой уж всесильный? Теперь мы знаем, на что способны, - и кто нам помешает повторить? Или сделать что-нибудь другое, если захотим.
Оу. Нет. Вау. Нет. Не знаю. Для прекрасного слов нет.
Это такой же роман о психушке, как "Дом..." - о детях-инвалидах. Как "В круге первом" - о тюрьме.
Макмерфи. Вождь. Водопады, которые шумят, и мостки над ними, и считалка, и палтус, и лучше бы оно не кончалось. По крайней мере, не так. Хотя, наверное, иначе не бывает.
Комбинат. Сестра. Метафоры, которыми нас тошнит. Могу себе представить, сколько людей пытались сказать что-то подобное, и не сумели.
*Нервный смешок* Как бы тоже снова стать большими? Страшно же. Аж жуть.
Балл:6/5. К черту логику.5. Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту. Роман-антиутопия. 1953.5. Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту. Роман-антиутопия. 1953.
... И никак.
Прошу прощения у всех поклонников этой книги: мне не понравилось.
Что странно, ибо я люблю антиутопии, книги, внезапно прозревших персонажей и даже "Эквилибриум". И даже согласна с большинством философских тезисов, высказанных в этом романе. С точки зрения идейной он оказался даже значительно лучше, чем я ожидала: нет там этакого борхесовского книжного фанатизма. Все верно: книги - только короткий путь к тому, что и так имеется в жизни.
Но - эта книга не дает себя полюбить. Не дает сопереживать героям, потому что они существуют не сами по себе, а только как персонажи притчи. Летопись одного бунта - и точка. Имхо, эмоционально все это слабее, чем у Замятина или Оруэлла. Да даже чем у Крапивина, если на то пошло. Это как, знаете, иногда предлагают сравнить "Капитанскую дочку" и "Историю Пугачева".
Балл:3/5. 6. Лиляна Стефанова. Превышение скорости. Сборник стихов в переводе Вл. Солоухина.6. Лиляна Стефанова. Превышение скорости. Сборник стихов в переводе Вл. Солоухина.
Как жалко мне, что в жизни прожитой,
Оглядываясь: "Как бы не подумали...",
Была я недостаточно смешной,
Была я недостатчно безумной.
безумцы всех умней, Алиса
Она прекрасная. Хотя я вообще-то любитель строгого ритма и адекватной строфики, здесь я от проблем поэтики отключилась напрочь, ибо в текстах сквозит душа. Наивная, светлая, девичья независимо от реального возраста поэтессы. Склонная к преувеличениям и трагедизации всего вокруг. Романтичная и пылкая. Волшебно внимательная к деталям и в то же время ужасно рассеянная. Современная - и чистой воды "тургеневская барышня".
Она не боится трудных вопросов и важных тем, хотя и не всегда с ними справляется. Она пишет так, словно ее касается весь мир, и это неизбежно вызывает уважение.
Девочка Алиса, которая заблудилась в двадцатом веке. И отчаянно пытается поверить в чудо.
Балл:4/5.7. Ольга Громыко. Цветок камалейника. Фэнтэзи.7. Ольга Громыко. Цветок камалейника. Фэнтэзи.
Боги дали нам время убивать врагов и время заводить друзей, время пить молодое вино и время любить прекрасных женщин, время совершать глупости и время их исправлять…
А еще они дали нам время остановиться и подумать — зачем мы все это делаем?.. Так выпьем же за то, чтобы они забрали его обратно!!! (с)
А ничего, как ни странно. Милые, хотя и банальные, герои. Незамысловатый сюжетец, вполне умеренное количество юмора и вообще перегибов нет) До бромансового катарсиса не дотянула немножко, но это как бы и не обязательно.
Ну, и религиозная тема задумала. Не в смысле, что идея какая-то шибко шокирующая, а в смысле, что интересно, что автор под этим подразумевала? И подразумевала ли что-нибудь вообще? Если да, то это, в общем-то, смело даже.
Балл:2/5.8. Захар Прилепин. Патологии. Роман.8. Захар Прилепин. Патологии. Роман.
Такое оно такое.
Правдоподобное, натуралистичное, честное - но притом ужасающе отстраненное. Никаких моральных оценок. То есть абсолютно. Чистая документальная съемка, и это при повествовании от первого лица-то!
Вообще, поразительно пишет человек. Интерес к тексту ведь обычно больше чем наполовину держится на синхронизации читателя с переживаниями героев или хотя бы с авторской идеей. А тут ни того, ни другого в привычном объеме. И персонажей нам так и не дали поломать и пощупать, хотя и препарировали чуть не прямо под носом. Но это было как-то... за стеклом. Как в стерильном эксперименте. И про хорошо-плохо ничего, по сути, не сказали. Дали картинку - и, дескать, "пускай выбирает сама..." А ведь читается, и еще как!
Балл:5/5.... пост будет подниматься по мере ...
Ломаю голову, но... нет, Брэдбери мне не нравится и я не могу объяснить за что его любят другие. Может, при прочтении они чувствуют что-то особенное. Например, чувствуют, что читают книги модного писателя.
А вот другие вещи у Брэдбери есть восхитительные. "Смерть - дело одинокое" вообще прекрасный роман, я считаю. О, эти мёртвые канарейки и россыпь стеклянных глазок.
Расскажи, пожалуйста, про Гальего и про Коржавина — мне очень интересно, какие у тебя впечатления.
Гальего - ох. В смысле, тяжелая, точная и неожиданно не-слезная книга. Жизнеутверждающая. По-своему великолепная.
Специфично читается на фоне "Дома, в котором", кстати. Много мыслей на подумать, мало эпизодов на почувствовать.
Кошмарна в том смысле, что выносит в мир, о котором большинство людей знать не знает и не хочет.
Коржавин прекрасен, как всегда - своей аскетической сдержанностью, некрасовским фоном и поразительной откровенностью в высказывании самых удивительных мыслей. И философской насыщенностью, безусловно.
Я рада, что тебе понравился Коржавин. Он мой любимый поэт, с ранней юности и на всю жизнь. Он один из тех редких людей, которые всегда равны самим себе — в жизни, в поэзии, в прозе.
Гальего - ох. В смысле, тяжелая, точная и неожиданно не-слезная книга. Жизнеутверждающая. По-своему великолепная.
Специфично читается на фоне "Дома, в котором", кстати. Много мыслей на подумать, мало эпизодов на почувствовать.
Кошмарна в том смысле, что выносит в мир, о котором большинство людей знать не знает и не хочет.
Да, очень светлая и жизнеутверждающая книга. Даже удивительно, как можно было так светло написать о таких ужасах. И ты права: самое страшное то, что всё это происходит сейчас, каждую минуту, а мы ничего не делаем...
Да, это поражает и восхищает. Хорошо, что на свете есть такие люди, как Гальего, спасибо ему огромное!