It is true that there is not enough beauty in the world. / It is also true that I am not competent to restore it. / Neither is there candor, and here I may be of some use. (c) Louise Glück
Величайшее самомнение или самоунижение указывает на величайшее бессилие духа.
[редкая птица - одинаковая оценка той и другой крайности]
*
Все единичное, иными словами, всякая конечная и ограниченная по своему существованию вещь может существовать и определяться к действию только в том случае, если она определяется к существованию и действию какой-либо другой причиной, также конечной и ограниченной по своему существованию. Эта причина в свою очередь также может существовать и определяться к действию только в том случае, если она определяется к существованию и действию третьей причиной, также конечной и ограниченной по своему существованию, и так до бесконечности. <...>
В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости Божественной природы.
[к вопросу о теориях струн и прочих вероятностей]
*
Кто руководствуется страхом и делает добро для того, чтобы избежать зла, тот не руководствуется разумом.
[прямо-таки приговор благотворному воздействию концепта адского пламени]
*
Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.
[очень не по-русски и очень по-еврейски. очаровательно]
*
Раскаяние не составляет добродетели, иными словами, оно не возникает из разума; но тот, кто раскаивается в каком-либо поступке, вдвойне жалок или бессилен.
Схолия. Так как люди редко живут по руководству разума, то эти два аффекта, именно приниженность и раскаяние, и кроме них надежда и страх приносят более пользы, чем вреда; а потому если уже приходится грешить, то лучше грешить в эту сторону. В самом деле, если бы люди, бессильные духом, все одинаково были объяты самомнением, то они не знали бы никакого стыда и не боялись бы ничего, что могло бы подобно узам объединить и связать их друг с другом. Чернь страшна, если сама не боится. Поэтому не удивительно, что пророки, которые заботились не о частной пользе, а об общей, так настойчиво проповедовали приниженность, раскаяние и благоговение. И действительно, люди, подверженные этим аффектам, гораздо легче, чем другие, могут прийти к тому, чтобы жить, наконец, по руководству разума, т.е. сделаться свободными и наслаждаться жизнью блаженных.
[приблизительно то же, насколько понимаю, относится к состраданию: оно нужно и полезно человеку, не живущему по руководству разума; а тот, кто уже "свободен", будет помогать людям не потому, что из-за их страдания испытывает страдание сам, а оттого, что понимает, что это естественно и правильно]
(с) Спиноза
в который раз с удивлением обнаруживаю, насколько он чудесен
вообще я, кажется,... спинозистка? спинозовка? как это будет по-русски?)
[редкая птица - одинаковая оценка той и другой крайности]
*
Все единичное, иными словами, всякая конечная и ограниченная по своему существованию вещь может существовать и определяться к действию только в том случае, если она определяется к существованию и действию какой-либо другой причиной, также конечной и ограниченной по своему существованию. Эта причина в свою очередь также может существовать и определяться к действию только в том случае, если она определяется к существованию и действию третьей причиной, также конечной и ограниченной по своему существованию, и так до бесконечности. <...>
В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости Божественной природы.
[к вопросу о теориях струн и прочих вероятностей]
*
Кто руководствуется страхом и делает добро для того, чтобы избежать зла, тот не руководствуется разумом.
[прямо-таки приговор благотворному воздействию концепта адского пламени]
*
Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.
[очень не по-русски и очень по-еврейски. очаровательно]
*
Раскаяние не составляет добродетели, иными словами, оно не возникает из разума; но тот, кто раскаивается в каком-либо поступке, вдвойне жалок или бессилен.
Схолия. Так как люди редко живут по руководству разума, то эти два аффекта, именно приниженность и раскаяние, и кроме них надежда и страх приносят более пользы, чем вреда; а потому если уже приходится грешить, то лучше грешить в эту сторону. В самом деле, если бы люди, бессильные духом, все одинаково были объяты самомнением, то они не знали бы никакого стыда и не боялись бы ничего, что могло бы подобно узам объединить и связать их друг с другом. Чернь страшна, если сама не боится. Поэтому не удивительно, что пророки, которые заботились не о частной пользе, а об общей, так настойчиво проповедовали приниженность, раскаяние и благоговение. И действительно, люди, подверженные этим аффектам, гораздо легче, чем другие, могут прийти к тому, чтобы жить, наконец, по руководству разума, т.е. сделаться свободными и наслаждаться жизнью блаженных.
[приблизительно то же, насколько понимаю, относится к состраданию: оно нужно и полезно человеку, не живущему по руководству разума; а тот, кто уже "свободен", будет помогать людям не потому, что из-за их страдания испытывает страдание сам, а оттого, что понимает, что это естественно и правильно]
(с) Спиноза
в который раз с удивлением обнаруживаю, насколько он чудесен
вообще я, кажется,... спинозистка? спинозовка? как это будет по-русски?)